Статистика IV этапа по трековым гонкам, или почему победил не Игорь Богунов

Не совсем стандартный формат отчёта по прошедшему этапу трековых гонок. Смотрим на соревнования с точки зрения цифр.

 

 

Скучная преамбула

 

На Некрасовских озёрах прошёл IV этап чемпионата Хабаровского края по трековым гонкам. Он же – второй этап по “шипованному” треку. Победу одержал пилот команды “ЖБИ №4 им. В. И. Коновалова” Антон Осиевский. Своё “золото” он оспаривал в перезаезде со своим самым главным соперником Андреем Чернецких из команды “Прайд Хабаровск”.

Но ни первый, ни второй пилоты не были самыми быстрыми в этот день.

 

Веселье с цифрами

 

В доказательство к своим словам привожу таблицу. На ней я сравниваю темп водителей. Все спортсмены отсортированы по темпу на IV этапе. В крайнем правом столбце указано изменение темпа по сравнению с предыдущим этапом (имею на это право, так как конфигурация трассы не изменилась).

 

темп водителей

 

Под темпом подразумевается среднее время 50% лучших кругов. К примеру, в двух этапах каждый пилот максимум проезжал 24 круга. В качестве темпа брались 12 лучших. Если пилот за гонку проехал меньше 16 кругов, то его результаты не учитываются. В расчёт брались лучшие круги, чтобы исключить те случаи, когда спортсмен терял секунды из-за борьбы с соперником или технических проблем.

 

Как видно по таблице, практически все пилоты улучшили свои показатели. Лучшего прогресса добился Владислав Иванов. Но такую динамику пилот показал, потому что в III этапе он ездил очень медленно (да простит меня Владислав Иванов за такие слова). В общем, он ездил плохо, а стал ездить нормально. Пилот выровнялся с остальными.

Ещё один спортсмен, который значительно улучшил свой темп – это Андрей Чернецких. Но и тут есть оговорка. Пилот команды “Прайд Хабаровск” пересел в свой прошлогодний “Цивик”. На своём старом автомобиле Андрей Чернецких стал привозить себе по 2,5 секунды с круга.

Но самый впечатляющий рост, на мой взгляд, показал Игорь Богунов. Темп его вырос на две секунды. И он наравне с Андреем Петренко стал самым быстрым на IV этапе. Разница между ними незначительная – 73 мс. Чтобы понять, насколько это незначительно, проведём мини-эксперимент. Нажмите два раза подряд какую-нибудь клавишу. Сделайте это очень быстро. Разница между двумя нажатиями будет примерно от 100 мс до 200 мс (в зависимости от вашей моторики). Разница между Игорем Богуновым и Андреем Петренко – ещё меньше. К слову, из-за несовершенства ручного хронометрирования, который я использую во время гонок, я допускаю погрешность в ±0,1 секунду за один круг или заезд. Вот поэтому Игорь Богунов и Андрей Петренко, можно сказать, едут наравне – они находятся в рамках погрешности. Но вот отставание Антона Осиевского от них в 0,6 секунд нельзя нивелировать моей реакцией. Ситуация для победителя этапа усугубляется ещё и тем, что он единственный спортсмен, который показал отрицательную динамику. Это заметно по трём критериям: по лучшему кругу, по лучшему заезду и по среднему времени лучших кругов. По всем этим позициям у лидера чемпионата был спад. Скорее всего, это произошло из-за технических проблем с автомобилем.

Но почему же тогда победил Антон Осиевский, а не Игорь Богунов? (Про Андрея Петренко не спрашиваю, ему помешал технический сход). Ответ на этот вопрос, мне кажется, демонстрирует 11 заезд:

 

11 заезд

 

Игорь Богунов проиграл старт. На первом круге он отстал от Антона Осиевского на 2 секунды и ехал позади Владислава Иванова. На втором круге отставание выросло до 3 секунд. После этого он всё же смог обогнать Владислава Иванова. Впереди оставалось два круга. Вернёмся немного назад, к таблице темпов. Согласно статистике, Игорь Богунов в каждом круге ездил быстрее своего напарника на 0,6 секунд. То есть он в теории за два круга может сократить отставание с 3 до 1,8 секунд. Но Игорь Богунов сделал даже больше. На финиш они приехали с разницей в 0,3 секунды. Ещё один круг – и сокомандники могли бы разменяться позициями. Но это трековые гонки, тут всего четыре круга.

Во 2 и 7 заездах ситуация была немного другая. Но проблема одна и та же. Игорь Богунов после старта и первых поворотов “утыкался” в соперника и не мог совершить обгон. В данном случае он, скорее, терял очки, а не приобретал, так как ехал быстрее остальных. Вот эти три старта и предопределили судьбу спортсмена, что очередной раз доказывает, что победа в трековых гонках слагается на трёх китах: хорошем автомобиле, мастерстве пилота и – самое важное – грамотном старте. С первыми двумя у пилота команды “ЖБИ”, как оказалось, всё в порядке.

Игорь Богунов по итогам этапа был третьим. Это его первая медаль в сезоне и вторая в карьере. Напомню, в прошлом году он получил “бронзу” за “нешипованный” VII этап (там, где было 9 участников). Но теперь он получил “бронзу” за “шипованный” трек и есть все основания, чтобы добиться большего. Осталось только не сбавлять темп и поднажать на старте и первом повороте.

 

Ещё чуть-чуть про цифры

 

Если рассматривать динамику роста в рамках одного этапа, то тут, конечно, всех обскакал 15-летний Александр Шаповалов. Его прогресс был виден от заезда к заезду. Для сравнения, его время на квалификации – 59,4 секунды. Его лучший круг в первом заезде – 57,4. Следующий заезд – 55,8. Далее – 55,3. В четвёртом своём заезде он уже вышел за 55 секунд – 54,9. Если брать в расчёт среднее время его 12 лучших кругов, то он, оказывается, уже едет наравне с Константином Эрихом, Александром Языковым и Владимиром Вериным.

 

Ситуация в чемпионате

 

Первые три строчки в турнирной таблице чемпионата не изменились. Антон Осиевский увеличил свой отрыв от Андрея Чернецких. Теперь разница между ними 64 очка. На третьем месте закрепился Игорь Богунов. Раньше он опережал соперника на 1 очко, теперь отрыв увеличился на 10 очков.

В командном зачёте тоже без изменений. “ЖБИ” наращивает отрыв от “Прайда”. “Автомиг” ещё держится на третьем месте, но на “шипованном” треке “ТОГУ” выступает гораздо лучше, поэтому, скорее всего, на следующем этапе они обменяются позициями.

 

личный и командный зачёт чемпионата

 

Если рассматривать таблицу “шипованного” трека, то тут полностью доминируют пилоты “ЖБИ”. В командном зачёте им сложно будет составить конкуренцию, если они продолжат ехать в прежнем темпе. Вся борьба пока разворачивается на вторых строчках. Команда “Прайд” после неудачной гонки 17 января реабилитировалась и обошла ребят из “ТОГУ”. Разница между ними небольшая – 11 очков.

Что касается личных результатах в гонках на льду, то тут лидер тоже ярко выражен. Более того, если Антон Осиевский ещё раз опередит Андрея Чернецких и Игоря Богунова, то тогда вероятность получить титул лучшего на ледовом треке резко возрастёт, даже учитывая, что в расчёт берутся три лучших этапа из пяти.

 

личный и командный зачёты шипованного трека

 

Заключение

 

Будет интересно понаблюдать, как изменится темп пилотов на V этапе? Будет ли прогресс спортсменов единичным случаем, или останется закономерностью? Сможет ли Игорь Богунов и Андрей Петренко воспользоваться своей скоростью и выиграть что-нибудь кроме “бронзы”? На все эти вопросы получим ответ после 7 февраля, когда узнаем результаты V этапа чемпионата Хабаровского края по трековым гонкам, который пройдёт на Некрасовских озёрах.

 

Бонус. Статистика каждого заезда IV этапа:

 

этап полностью позаездно